Ученые выяснили, что часть генетического кода Х-хромосомы, кодирующего женский пол - была унаследована предками почти всех современных людей, кроме африканцев, от неандертальцев 30-50 тысяч лет назад, сообщается в статье, опубликованной Molecular Biology and Evolution. Кроманьонцы и неандертальцы достаточно долго - на протяжении нескольких десятков тысяч лет - сосуществовали бок о бок. Неандертальцы были физически крепче, чем наши предки, и были хорошо приспособлены к холодному субарктическому климату.
Ученые считают, что неандертальцы умели членораздельно говорить и обладали некоторыми зачатками культуры. Охота на крупных млекопитающих выступала основным источником еды. Предки неандертальцев покинули Восточную Африку - прародину человека - значительно раньше кроманьонцев, примерно 300-400 тысяч лет назад, и успели приспособиться к суровому климату в условиях вечной мерзлоты.
Первые миграции кроманьонцев из Африки в Азию и в Европу начались примерно 100 тысяч лет назад, в ходе которых наши предки должны были сталкиваться с местными "аборигенами"-неандертальцами, численность которых постепенно сокращалась. Причины вымирания неандертальцев пока неизвестны. Существуют свидетельства того, что неандертальцы и кроманьонцы могли скрещиваться.
Группа ученых под руководством Дамиана Лабуда (Damian Labuda) из университета Монреаля сравнила Х-хромосомы в геноме неандертальцев и 6000 наших современников, и обнаружила, что в большинстве случаев в человеческой хромосоме присутствовало особое сочетание генов, которое могло быть унаследовано только от предка-неандертальца.
В геноме человека существует 23 пары хромосом, при этом одна пара состоит из двух непохожих друг на друга X- и Y-хромосом, кодирующих мужские и женские половые признаки. Мужская Y-хромосома кодирует мужские половые признаки и отсутствует у женщин. Женская Х-хромосома присутствует и женщин, и у мужчин, но при этом наследуется только по женской линии. Эта хромосома позволяет проследить генетическую эволюцию отдельных популяций и видов.
Ученые отмечают, что таким признаком обладают практически все народы кроме тех, которые появились в Африке. Как считает Лабуда, данное открытие свидетельствует о том, что предки современных людей и неандертальцы активно спаривались друг с другом. По оценкам антропологов, первые межвидовые контакты между неандертальцами и кроманьонцами произошли примерно 30 тысяч лет назад на территории Ближнего Востока - южной границы зоны обитания неандертальцев и северной - кроманьонцев.
Лабуда полагает, что данный "обмен" генами позволил нашим предкам быстро распространиться по всему миру.
Это лишний раз подтверждает мою теорию, что кроманьонцы и неандертальцы смешались между собой, что в итоге и дало тип современного человека. Только я полагаю, что говорить о победе кроманьонцев преждевременно.
Только я полагаю, что говорить о победе кроманьонцев преждевременно.
кроманьонцы как более успешный и приспособленный подвид могли просто ассимилировать неандертальцев. вот и сказке конец. Мы мирные люди, мы хотим мир, нам нужен мир (желательно весь)
тогда все понятно. Маленькие глазки, покатый лоб... Я знаю таких! Все сходится!! "Признают зэки старые и пленники бывшие рассказывают: тот-то и продаст тебя, кто из одного котелка с тобой ел." (А. Солженицын, "Архипелаг ГУЛаг")
кроманьонцы как более успешный и приспособленный подвид могли просто ассимилировать неандертальцев.
Или наоборот. раскопки в Югославии показывают, что в основном в пищу и те и другие потребляли особей мужского пола другого вида. Куда девались женские? Правильно, они становились рабынями (и не только), которые возятся по хозяйству. А когда археологи раскапывают стоянки, то они находят подтверждение чему? Поэтому я пишу- вопрос спорный.
К тому же неясно, кто был более развит- первый музыкальный инструмент- каменную свистульку- нашли на стоянке неандертальцев, когда кроманьонцев еще в Европе не было. Первые наскальные рисунки опять же относятся к неандертальцам.
Quote (Mutnov)
Маленькие глазки, покатый лоб... Я знаю таких! Все сходится!!
Палеоантропология, чьи учебники и так приходится переписывать довольно часто, в последнее время преподносит сюрпризы, чуть ли не каждые полгода попадающие на страницы СМИ. Одним из них стало сравнение прочитанного генома нескольких неандертальцев, живших 30 тысяч лет назад на территории Европы, с геномами современных людей.
Выяснилось, что до 4% своих генов население Евразии унаследовало от неандертальского человека, который исчез с лица Земли как вид, но как генетическая информация продолжил существование в ДНК европейцев и азиатов.
История евразийского генома усложнилась еще больше, когда в прошлом году список человеческих генов, доставшихся в наследство современному евразийцу от другого вида, пополнился генами открытого недавно на Алтае денисовского человека, не принадлежавшего ни к современным людям, ни к неандертальцам. Вклад денисовца в евразийские гены оказался более скромным, однако его доля, как выяснилось, достигает 6% у современных меланезийцев и населения Новой Гвинеи.
Естественно задаться вопросом, наследство какого рода досталось евразийцам от людей другого вида? Какую конкретно информацию несут неандертальско-денисовские гены в человеческой ДНК?
Первые данные, проливающие свет на нашу неандертальско-денисовскую наследственность, удалось получить исследователям из Стэнфордского университета — профессору Питеру Пэрхэму и его ассистенту Лорану Аби-Рашеду.
«Скрещивание разных видов было не случайным эпизодом, но оставило в человеческом геноме кое-что полезное», — рассказывает профессор Пэрхэм, ведущий автор статьи, опубликованной недавно в Science. «Кое-чем полезным» оказались новые вариации (аллели) генов HLA (human leukocyte antigen, или ЧЛА — человеческие лейкоцитарные антигены), которые кодируют белки, помогающие иммунной системе распознавать присутствие в организме патогенов.
Пэрхэму и сотрудникам его лаборатории удалось установить, что гены неандертальцев и денисовцев ответственны за половину этих вариаций.
Это позволило авторам статьи в Science утверждать, что «само формирование современной иммунной системы человека обязано архаическим аллелям очень многим».
То, что как минимум одна вариация HLA происходит от людей другого вида, Пэрхэм и его сотрудники подозревали еще до того, как были прочтены геномы неандертальцев и денисовского человека. Ими было установлено, что одна из таких вариаций HLA-B*73 почти не встречается у современных африканцев, но часто встречается у представителей народов, населяющих Переднюю Азию. Однако прояснить родословную этого странного аллеля удалось лишь после расшифровки гена древнего человека, жившего в Денисовской пещере, входящей в уникальный комплекс палеолитических стоянок, раскопанных российскими археологами.
Сопоставив HLA-гены обитателя Денисовской пещеры с соответствующим участком хромосомы современного человека, авторы установили, что аллель HLA-B*73 появился у евразийцев благодаря скрещиванию древних Homo sapiens с денисовцами.
И поскольку HLA-B*73 наиболее часто встречается у жителей Передней Азии, наиболее интенсивное скрещивание Homo sapiens с представителями другого вида происходило, по всей видимости, где-то здесь. Географическое положение Денисовской пещеры этому не противоречит: мигрируя из Африки и продвигаясь на Алтай, Homo sapiens миновать Переднюю Азию никак не мог
Получил ли Homo sapiens оказавшийся полезным ген, скрещиваясь непосредственно с денисовцем, или же с неандертальцем, у которого он позаимствовал все-таки большее число генов (а объяснить наличие у евразийцев денисовской крови генетика позволяет и через посредническую роль неандертальцев) — в принципе уже не так важно. Важно, что открытие архаичного аллеля, сыгравшего важнейшую роль в формировании иммунной системы, позволило не только подтвердить факт гибридизации разных видов людей, но и локализовать регион, где эта гибридизация происходила.
Авторы статьи подчеркивают, что «неандертальская» вариация B*73 ответственна всего за 5% всех известных вариаций HLA-гена.
Другие вариации HLA, тоже, по всей видимости, полученные Homo sapiens от других видов древних людей, встречаются намного чаще. Например HLA-A*11, которая также отсутствует у африканцев, отвечает за 64% вариаций HLA у населения Океании, притом с наибольшей частотой этот аллель встречается у папуасов Новой Гвинеи.