ВЛАДИВОСТОК, 29 окт — РИА Новости, Анатолий Ильюхов. Торжественная церемония, посвященная началу серийного производства новой модели боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», состоится в среду в Приморье на Арсеньевском авиационном заводе «Прогресс», говорится в официальном сообщении ОАО «Вертолеты России». Решение о начале серийного производства Ка-52 было принято на государственном уровне после создания вертолетостроительной интегрированной группы ОАО «ОПК “Оборонпром”», которая объединила практически все компании, занятые в разработке и производстве российской вертолетной техники. В рамках структуризации активов ОПК «Оборонпром»" передал управление предприятиями вертолетостроительной отрасли специализированной управляющей компанией ОАО «Вертолеты России», начавшей реализацию программы модельного ряда вертолетной техники.
Разработка на базе одноместного Ка-50 «Черная акула» модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52 началась в 1994 году под руководством генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева.
Требование обеспечения применения ударных боевых вертолетов в сложных метеоусловиях и ночью потребовало установки на них комплексов оборудования с каналами ночного видения. Однако обслуживание круглосуточных комплексов было затруднено при сохранении экипажа из одного пилота.
Конструкторы решили разместить второго члена экипажа рядом с пилотом, а не в тандем, как сделано на всех других боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно облегчить их взаимодействие, особенно при выполнении разведывательных операций, а также на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, при такой компоновке исключается необходимость дублирования некоторых приборов. Двухместный экипаж позволил значительно расширить круг боевых задач и условий применения вертолета, отмечается в сообщении.
Макет первого варианта двухместного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 был выполнен в 1994 году. Через два года появился новый макет, отличавшийся остеклением. Он получил название «Аллигатор» и послужил прототипом для постройки опытного боевого вертолета. 25 июня 1997 года летчик-испытатель Смирнов первый раз поднял Ка-52 в воздух.
Первые серийные машины Ка-52 будут приобретены министерством обороны РФ в рамках гособоронзаказа.
ОАО «Камов» планирует повысить летные характеристики Ка-52 за счет установки более мощных двигателей ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского завода им. В.Я.Климова и ОАО «Мотор-Сич», развивающих мощность 2500 л.с. на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.
Ка-52 предназначен для ведения боевых действий днем и ночью в простых и сложных погодных условиях с применением всех средств поражения. Вертолет также является «командирской» и разведывательной машиной армейской авиации, позволяющей значительно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов и наземных войск путем обеспечения воздушной разведки, целераспределения и высокоточного целеуказания воздушным и наземным боевым средствам, а также непрерывности связи с наземными и воздушными командными пунктами управления. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет взлетную массу 10 400 килограммов, максимальную скорость 310 километров в час, дальность действия — 520 километров, практический потолок 5500 метров. На вооружении находятся 30-мм пушка 2А42 (460 снарядов), боевая нагрузка — 2800 кг на 4 узлах подвески, 12 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» класса «воздух-воздух», или контейнеры с пушками или пулеметами.
По своим летным и боевым характеристикам «Аллигатор» не уступает американскому АН-64 «Апач».
«Для участия в торжественной церемонии открытия линии серийного производства и официального подъема в воздух нового боевого вертолета приглашены главком ВВС страны, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, руководители министерств и ведомств, представители отечественных госкорпораций и холдингов. Почетные гости, жители Арсеньева, увидят захватывающее воздушное шоу с демонстрацией всех боевых качеств боевого вертолета», — сообщила РИА Новости руководитель отдела общественных связей завода «Прогресс» Юлия Гапонова.
По ее словам, новая модель, сохранив все достоинства ударного вертолета Ка-50 «Черная акула», приобрела новые характеристики, позволяющие расширить тактику группового применения вертолетов при решении боевых задач.
«Вертолет “Аллигатор” также способен управлять группой своих воздушных “близнецов”, выполняя роль “мозгового центра”, устанавливающего и распределяющего цели для всех экипажей», — отметила Гапонова.