Вернуться на главную
[ Новые сообщения · Личные сообщения() · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: musa, Guardian_Angel  
Башкирия
musa Дата: Суббота, 15.01.2011, 19:08 | Сообщение # 1
Уссурийский тигр
Группа: Модераторы
Сообщений: 12941
Статус: Offline
В ожидании неизбежного скорого ухода с поста бессменного с 1990 года главы Башкортостана Муртазы Рахимова вступил в новую фазу ожесточенный торг между Кремлем и республиканской элитой по поводу кандидатуры его сменщика. Уфа традиционно использует в качестве своей козырной карты угрозу национализма и сепаратизма в республике. Между тем, как стало известно обозревателю "МК", в Москве располагают достоверными сведениями о том, что башкирские националисты полностью управляются и финансируются властями республики.
Только неисправимые романтики еще продолжают верить, что национальные движения начала 90-х были стихийным порывом народов СССР к свободе и независимости. Все больше всплывает фактов, свидетельствующих, что националисты действовали под жестким контролем тех или иных кланов местной номенклатуры, которые сумели в результате удержать власть и собственность в своих руках. 90-е давно миновали, но кое-кто продолжает считать "игру в национализм" универсальной технологией, позволяющей добиться нужных результатов.
Пепел "Сеянтуса"
Глухие монотонные удары молота. Раскаленный металлический стержень, разбрызгивая горячие искры, под невидимой рукой мастера неохотно меняет форму. Из бесформенного куска железа медленно проступают очертания клинка.
Дым пепелища поднимается к небу. Молодой башкир в окровавленной рубахе бредет по пеплу и тлеющим головешкам, сжимая в руке стальной клинок. Из-под обугленных бревен торчит обгорелая человеческая рука. Под ногами валяются соломенные детские куклы.
Молодой башкир, умирая, кровью выводит на камне слова вечного проклятия.
Русский полковник с волчьим взглядом, который только что сжег заживо в амбаре десятки мирных жителей башкирского села вместе с грудными младенцами, отдает приказ добить раненого...
Что это? Креатив "Кавказ-центра"?
Ошибаетесь. Это фильм, снятый по заказу государственного телевидения Башкирии. Первый показ фильма для СМИ состоялся в республиканском информационном агентстве "Башинформ", премьера - в ДК "Нефтяник". Том самом, где недавно в присутствии главы республики прошел всебашкирский курултай, делегатам которого были вручены копии фильма. Фильм "Сеянтус" транслировался по БСТ (Башкирское спутниковое телевидение, государственный телеканал Республики Башкортостан). Говорят, у БСТ после этого были неприятности. Не со стороны республиканских властей. Со стороны федеральных структур.
Если кто-то еще сомневался, что "Сеянтус" был создан если и не по прямому заказу администрации президента Башкирии, то с ее молчаливого одобрения, эти сомнения развеял Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир. Который заявил с трибуны курултая буквально следующее: "Мы не позволим, чтобы наше национальное телевидение, созданное на деньги народа, боялось, что у него отберут лицензию, закроют только за то, что оно покажет фильм, основанный на народном творчестве, посвященный светлой памяти всех тех, кто пострадал от террора и карательных экспедиций царского правительства России. Заставить народ молчать, вырывать неугодные кому-то страницы из истории страны путем введения законов, запретов не получится. Наш народ пронес свою трагедию в народном творчестве сквозь века!"
Трагедии, о которой говорил Галин, уже почти 300 лет. Речь идет о деревне Сеянтус, уничтоженной в 1736 году по приказу полковника Тевкелева. Утверждают, что при этом было убито около 1000 человек. История ужасная, никто не спорит. Только вот надо ли нам с башкирами сегодня строить наши взаимоотношения на бесконечных воспоминаниях об этом ужасе? Тем более что не все там было так однозначно, как пытаются убедить нас авторы фильма. И деревня, говорят, была не такая уж мирная. Да и полковник Тевкелев - на самом деле татарский мурза, настоящее его имя Кутлу-Мухаммед. Нет даже достоверных сведений о том, что он принял православие.
Никто не спорит с тем, что история России - наша общая с башкирами история, между прочим, - была кровавой. А в других уголках земного шара, надо думать, в XVIII веке расцветал гуманизм и торжествовали общечеловеческие ценности?
"Граждане республиканцы, Вандея уже не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими женщинами и детьми. Я уже прекратил хоронить весь город в лесах и болотах Савенай. Используя данные мне привилегии, детей растоптал конями, вырезал женщин, чтобы не продолжали плодить бандитов. Я уничтожил всех".
Так писал в Париж после подавления крестьянского восстания в Вандее якобинский генерал Вестерман. Это тоже XVIII век, только уже его конец. Французская демократическая революция, в результате которой в Европе восторжествовали идеи, лежащие в основе современной западной цивилизации.
И что после этого прикажете делать вандейцам? День и ночь слать проклятия Парижу? Требовать своего вандейского самоопределения? Тем более что и главы регионов во Франции назначаются из центра.
Память у народа отнимать нельзя. Но, бывая во Франции, я как-то не заметила, чтобы проблема генерала Вестермана очень волновала потомков вандейских мятежников. Поэтому когда я читаю сообщение все того же государственного башкирского агентства: "Народ проклял Тевкелева и сложил о нем печальную песню "Тяфтиляу". Сегодня эта песня одна из самых исполняемых в репертуаре профессиональных и самодеятельных певцов", - у меня возникают смутные подозрения, что интерес башкирских певцов, как и режиссеров, к этой истории некоторым образом стимулируется.
Я смотрю фильм режиссера Рияза Исхакова "Сеянтус", а перед глазами стоят совсем другие пожары. Как раз в дни башкирского курултая начались погромы в Киргизии, во время которых людей жгли заживо. И мы еще раз убедились, какая тонкая грань отделяет человека от животного.
Так для кого куется башкирский меч?
В чье сердце стучит сегодня пепел Сеянтуса?
"Небесные волки" как фактор политики
10-12 июня в Уфе прошел третий Всемирный курултай башкир. Многих удивила резкость речей на этом мероприятии, символически приуроченном ко Дню независимости России. Призывы к Москве вернуть выборность глав республик, обличения в адрес "варягов" и "манкуртов" и даже прямые угрозы народным восстанием. Например, Азамат Галин, председатель исполкома Всемирного курултая башкир (ВКБ), обещал федеральному центру "серьезный конфликт" в случае, если на пост главы республики будет назначен "варяг" - то есть некто, чья кандидатура не будет устраивать действующее руководство Башкортостана. "Народ может восстать против руководителя, назначенного извне", - заявил Галин.
Я точно знаю, что текст этого выступления был согласован с администрацией Муртазы Рахимова. Более того, должность председателя исполкома г-н Галин занял в декабре 2009 года по прямому указанию сверху. Подоплека происходящего очевидна: в 2011 году истекает четвертый президентский срок нынешнего руководителя Башкортостана. И если даже не оправдаются слухи о возможном досрочном уходе на покой ветерана российской политики (76-летний Рахимов правит Башкирией 20 лет), в 2011 году неизбежно встанет вопрос о его преемнике. Утверждают, что сам он отводит эту роль премьер-министру Раилю Сарбаеву. Назначение Сарбаева позволит рахимовскому "клану" сохранить свое влияние и после ухода патриарха на покой. Однако у нас есть основания полагать, что этот вариант устраивает в Москве далеко не всех.
В наши руки попали документы, свидетельствующие, что Москва не только задумывается о возможности досрочного отстранения Рахимова, но и просчитывает вероятные негативные последствия этого шага. Авторы секретного доклада, подготовленного на Старой площади, утверждают, что действующая в республике элита готовится к решительной схватке ради сохранения своего положения. Организаторами "протестного движения", по мнению авторов доклада, являются сам премьер Сарбаев и сотрудники его аппарата.
Непосредственными кураторами исламистских и националистических структур являются заместители аппарата правительства РБ Ильшат Султанов (занимается вопросами идеологии и обоснования мероприятий националистического характера) и Урал Гибадатов (отвечает за административно-правовую поддержку, в том числе за продвижение сторонников национал-сепаратизма в органы государственного управления и образования).
"Имеются данные, подтверждающие факт прямого руководства и финансирования всех националистических и исламистских общественных структур, в том числе вынашивающих сепаратистские и иные антиконституционные намерения, структурами Правительства РБ", - говорится в документе. Республиканские власти стремятся подготовить таким образом инструмент давления и шантажа Центра возможностью резкой дестабилизации обстановки в Поволжском регионе в случае решения о замене Рахимова кандидатурой, не устраивающей башкирскую "элиту". Среди подконтрольных структур называются Союз башкирской молодежи (СБМ), "Кук буре" (что в переводе с башкирского означает "Небесные волки"), "Нация ислама", мусульманская организация "Фаляк". Последняя объединяет последователей "чистого" ислама - салафитов, по сути - те же ваххабиты под другим названием. Салафиты пока в республике немногочисленны (до 300 человек). Однако заслуживает внимания факт, что один из лидеров СБМ, Фанзиль Ахметшин (он председательствовал на молодежном курултае, который проходил одновременно со взрослым), поддерживает с руководством "Фаляк" тесные контакты, предоставив полную свободу вести пропаганду среди членов СБМ.
Планы якобы таковы.
В случае принятия в Москве решения о замене руководства республики лидеры указанных организаций по команде из аппарата правительства собирают актив, который должен выступить в качестве "ударной силы" массовых беспорядков. Это 700-1000 человек, обученных "методам уличной борьбы". Сотрудники аппарата правительства организуют прибытие в Уфу еще до 10 тысяч молодых людей из восточных и южных районов республики с преимущественно башкирским населением. "В целом планируется использовать отработанную в ходе т.н. "оранжевых революций" тактику решительного давления на власть в расчете на ее капитуляцию перед лицом угрозы общей дестабилизации региона", - считают аналитики. Намечаются массовые акции протеста, в том числе блокирование деятельности правоохранительных органов.
Зеленые ленточки попали под раздачу
Напоминаю, что речь идет об аналитической записке, призванной проинформировать руководство РФ об истинном положении дел в Башкортостане. Проверить истинность изложенного в ней не представляется возможным. В документе указывается, что "общее руководство подготовкой к протестным акциям осуществляют лично председатель правительства Башкортостана - Сарбаев Раиль Салихович, 11.01.1962 г.р., и его ближайший соратник - руководитель аппарата правительства, министр Казакбаев Фатих Мухамедтянович, 13.08.1957 г.р. (непосредственно выделяет финансовые средства)".
В качестве посредника между властными структурами и националистическими группировками в документе назван Артур Идельбаев - ныне зам. руководителя Управления по делам печати, создатель и фактический, хотя и теневой, лидер Союза башкирской молодежи. Напомним, что СБМ в начале 90-х выступал за выход Башкирии из состава России и прославился наиболее яркими акциями, такими, как срывание российских флагов с ряда госучреждений (утверждают, что в этом принимал участие сам Идельбаев).
Г-ну Идельбаеву (к слову, бывшему десантнику) обычно приписывают также честь создания военно-патриотических лагерей для башкирской молодежи. Сам Артур Идельбаев в интервью "МК" прокомментировал это так: "Я считаю, что организация, не имеющая внутренней железной дисциплины, неработоспособна. СБМ - жестко структурированная организация. Мы проводим военно-патриотические лагеря, но их основная цель - подготовка молодежи к армии. Оружия у нас нет, пользоваться им мы не учим. Просто спортивные упражнения, занятия по рукопашному бою и армейский распорядок, дисциплина".
Однако авторы доклада полагают, что в военно-патриотических молодежных лагерях "ведется работа по формированию и обучению боевых звеньев националистических структур. В частности, осуществляются тренинги по проведению массовых акций в формате "цветных революций". И уже якобы началась массовая раздача участникам молодежных движений зеленых ленточек в качестве символа башкирской революции.
Выводы доклада.
Развитие сепаратистского движения находится в начальной стадии, но уже через 1,5-2 года, при сохранении властных рычагов в руках действующего руководства, оно будет представлять реальную угрозу. Это надо понимать как рекомендацию: решать вопрос о власти в Башкирии нужно сейчас, завтра станет поздно.
На мой взгляд, творцы башкирской революции должны были бы выбрать для нее любой другой цвет, но только не зеленый: тотальная исламизация республике явно не грозит. Но даже если описанный сценарий весь, от начала и до конца, плод чьей-то фантазии, руководству РФ следовало бы отнестись к происходящему в Башкирии со всей серьезностью. Иначе пепел Сеянтуса, остывший 300 лет назад, может вдруг обернуться киргизским заревом.

По материалам: Марина Перевозкина

 
musa Дата: Суббота, 15.01.2011, 19:26 | Сообщение # 2
Уссурийский тигр
Группа: Модераторы
Сообщений: 12941
Статус: Offline
Башкирские волки

Слабость русских как раз в их разрозненности, а сейчас ситуация такая, что по одиночке не выжить. Поэтому единственный выход - чтобы все русские приняли ислам. И тогда все станет ясно и понятно. Надо перестать пить от безысходности и обратиться к аллаху.

Решение прислать в Уфу спецназ в качестве «наблюдателей» за отставкой президента Муртазы Рахимова некомпетентному человеку могло показаться маскарадом. На самом деле мера отнюдь не лишняя: в последние годы за глухим информационным занавесом эта подозрительно спокойная республика превратилась в без пяти минут Киргизию. Новому президенту Башкирии Рустему Хамитову можно искренне посочувствовать: этому человеку придется столкнуться с огромным количеством политических, социальных и религиозных противоречий, которые трудно будет распутать без кровопролития. Этот туго завязанный узел — результат политической стратегии клана Рахимова, целью которой было превратить регион в бомбу, единственный предохранитель от которой находится у них в руках. Вот только бомбы не всегда слушаются человека. По крайней мере, корреспондент «РР», понаблюдавший за «Башкирией переходного периода» изнутри, не готов поручиться, что в ближайшие несколько лет она не рванет.

Север против юга

Не буду я на трассе тормозить. Я не самоубийца. Вдруг из леса сейчас палить по нам начнут? Так что терпите до конца. Водители, ездящие по маршруту Уфа — Аскино, в последнее время стараются без особой нужды на дороге не останавливаться. Добираться до самого северного района Башкирии почти три часа, поэтому всем пассажирам заранее говорят, что никаких перекуров и остановок «по малой нужде» не будет. Аскинский район сегодня главная горячая точка республики. Здесь уже несколько месяцев действует хорошо вооруженная группа боевиков. Причем сотрудники правоохранительных органов до сих пор точно не знают, сколько людей в составе бандформирования и чем конкретно они вооружены.

Впервые об аскинских боевиках заговорили месяц назад. Группа из пяти вооруженных мужчин совершила налет на пост ДПС в Суксунском районе соседнего с Аскино Пермского края. Милиционеров в течение получаса обстреливали с нескольких точек, затем сожгли патрульный автомобиль. Один милиционер погиб. Нападавшие забрали табельное оружие — пистолеты, автомат Калашникова — и ушли в тайгу. Боевиков безрезультатно искали силовики сразу трех субъектов РФ: Пермского края, Свердловской области и Башкирии.

Что это было? Сразу несколько высокопоставленных милиционеров высказали мне версию, которую я меньше всего ожидал услышать в центре России: местные исламисты провели очередной экзамен по боевой подготовке. Спустя три недели террористы объявились в районе города Бирск. Это чуть южнее Аскино, в сторону Уфы. Трое боевиков заминировали магистральный газопровод в районе села Угузево. Взрывное устройство случайно обнаружили охранники, обслуживающие этот участок трубы. Вызванные на место происшествия военные и милиционеры практически нос к носу столкнулись с боевиками, но тем опять удалось уйти.

Сегодня вооруженных преступников ищут специально вызванные из Москвы бойцы спецназа. Но даже для многих приезжих федералов стало откровением, что нынешние события вокруг Аскино — лишь небольшой эпизод в длинной череде боевых диверсий, информация о которых не выходила за пределы региона. Еще в марте этого года выстрелы звучали в небольшом городе Октябрьский. Спецназ ФСБ ликвидировал группу некоего Башира Плиева. Семь боевиков долго и упорно отстреливались от превосходящих сил правопорядка, забаррикадировавшись в многоквартирном жилом доме. Один из террористов — русский мусульманин Александр Яшин даже умудрился вырваться из окружения и попытался захватить заложников в городской больнице, но был нейтрализован снайпером. А главарю банды вообще удалось уйти от преследования, он был задержан только неделю спустя в соседней Челябинской области.

В Аскинском районе, по данным властей, в основном проживают башкиры. Но говорят онипо-татарски. Уже в Уфе нам объяснят, что республиканские чиновники считают их ненастоящими башкирами. Почти как в Киргизии, где северные киргизы считают своих южных собратьев как бы не совсем полноценными и наоборот. Впечатление о сходстве с происходящим в Киргизии в дальнейшем будет только усиливаться — конечно, с учетом географической специфики региона: развитый нефтяной юг, нищий сельскохозяйственный север, посередине столица, которая как бы сама по себе. И до недавнего времени та же безупречная репутация — самой спокойной в своем геополитическом регионе республики.

Пейзаж за окном автомобиля — пустынные горы, непроходимые леса, романтичная разруха. Хороший асфальт заканчивается, как только мы проезжаем табличку с надписью «Аскинский район». Местные жители фронтовое состояние дорог объясняют просто: район на всех выборах голосовал против президента Башкирии Муртазы Рахимова и его ставленников. «В благодарность» Аскино финансировали по остаточному принципу. Работы в местных деревнях почти нет. Селяне выживают за счет подсобных хозяйств и торговли лесом, большей частью нелегальной.

На каждом заборе и столбе милицейская ориентировка на трех молодых парней: Ильпата Шафиева, Ирека Гайнуллина и Нафиса Шаймухаметова. Боевиками, терроризирующими север Башкирии и соседний Пермский край, силовики считают именно их. Но у местных свои ориентиры. Рядом с фотороботами висит объявление, призывающее правоверных мусульман приходить в местную мечеть для изучения арабского языка, Корана и основ ислама.

Три деревни — Кубияз, Новокочкильдино и Урмияз, откуда родом предполагаемые боевики, — бойцы спецподразделений зачистили пару дней назад. Сегодня на улицах практически никого нет. Но настороженные взгляды провожают нас из каждого окна. Через пару часов начинаешь понимать: силовиков здесь не любят и своих не выдадут. Бойцам башкирского ОМОНа, приехавшим прочесывать окрестные леса и горы, в деревенском магазине принципиально продавали только просроченные продукты. В итоге, вместо того чтобы заниматься делом, часть милиционеров вынуждена была сидеть в кустах вдоль дороги. Теперь продавец сельпо почти национальный герой.

Особенно раздражают местных гламурные метросексуалы из Москвы с удостоверениями сотрудников ФСБ, приехавшие бороться с мировым терроризмом. Они пытаются общаться с аборигенами по-татарски, но взаимопониманию мешают штаны в обтяжку, лощеные лица и ухоженные руки контрразведчиков. Альфариза — мать Нафиса Шаймухаметова, самого старшего из разыскиваемых боевиков, — встречает нас на пороге дома. Долго говорит о том, что сын ни в чем не виноват. Потом неожиданно добавляет:

Год назад в соседнем селе какие-то бородачи появились. У них там полевой лагерь был летом. Нафис к ним ездил. Вернулся, сжег все свои фотографии, даже свадебные, стал ходить в мечеть. Но он точно ни при чем. Какой из него боевик?

Про лагерь непонятных приезжих в лесу рядом с селом Султанбеково в районе знали все. Да и местные жители с бородами без усов, в укороченных штанах, с женами, одетыми по всем канонам шариата, уже никого не удивляют. Даже если лица у них подозрительно русские. Отец второго из разыскиваемых, Ильпата Шафиева, менее словоохотлив:

Сначала коммунисты нас доставали, сейчас Москва доит и менты беспределят. Оставьте уже нас в покое. Не мешайте просто жить. Мы у вас больше ничего не просим.

Наши парни не виноваты. Их просто хотят подставить. Поэтому и дали милиции команду стрелять на поражение и не брать их живыми, даже если они придут сдаваться сами, — глава администрации Кубиязского сельского поселения Мухаматьян Файзрахманов полностью солидарен со своими односельчанами. — Они все работали на вахте, не пили, не курили. А вы, кстати, зарегистрировались в районной администрации?

Это еще зачем?

Как зачем? У нас в республике приезжающие из России должны регистрироваться у главы. Вдруг вы что-то против нашего президента писать будете.

Наконец я понимаю, кем ощущаю себя в Башкирии: приезжим из России, которому здесь не рады, но вынуждены временно терпеть. К тому же и визы от главы района у меня нет. Так что по местным чиновничьим понятиям я как бы вне закона. В правоте этой мысли меня окончательно убеждают подъехавшие местные милиционеры:

Парни, вы бы тут не отсвечивали, а то ненароком или наши вас случайно шлепнут, или те, из леса, но уже специально.

Башкиры против небашкир

Столица Уфа со всех сторон окружена усиленными постами милиции. Сегодня это единственный крупный город в республике, в котором боевикам еще не удалось провести ни одной диверсии. Практически все башкирские СМИ о происходящем в республике предпочитают молчать. Новости местного телевидения вообще повествуют только о том, как хорошо живется под чутким руководством Муртазы Рахимова и как плохо в остальной России, где такого руководителя нет. Между тем больше половины жителей республики Рахимова, мягко говоря, недолюбливают. Среди русских и татар, составляющих более 60% населения, президента за глаза называют Открывашкой — за любовь к помпезному перерезанию ленточек на различных мероприятиях.

Рахимов опирается исключительно на башкир. Причем не на всех, а только на своих земляков с юга, — объясняет руководитель республиканского Союза предпринимателей Николай Швецов, в свое время девять лет проработавший советником Рахимова. — Выходцы оттуда занимают все ведущие посты и должности в нашем регионе. Вот официальные данные: 84% судей, 70% прокуроров, 74% работников МВД, 75% депутатов — башкиры. А вот среди предпринимателей их всего 3%! Рахимов подачками и должностями купил свой народ и превратил его в народ-паразит.

Николай Швецов — один из главных башкирских оппозиционеров. Фигурант нескольких уголовных дел. Прокуратура обвиняет его в интернет-экстремизме: якобы Швецов в глобальной Сети кого-то оскорблял и к чему-то призывал. Как-то его даже десять суток продержали в СИЗО. Не помогло. Когда речь идет о ситуации в родной республике, Швецов не стесняется в выражениях:

Насильственной башкиризацией русского и татарского населения местная власть настроила против себя огромное количество людей. Скажи мне, зачем русскому или татарскому ребенку обязательное изучение башкирского языка в школе? А зачем учителю башкирского языка платить в два раза больше учителя русского. Башкирские националисты действуют у нас открыто. Под видом пат риотического воспитания им на бюджетные деньги организуют практически боевые лагеря. Потому что они — опора местного режима.

Больше всего от местной национальной политики страдают местные татары. По результатам последней переписи их численность в республике уменьшилась на 11%. Ровно на столько же увеличилось число башкир. На самом деле рождаемость у них гораздо ниже. Просто татарское население насильно записывают в башкиры. Слова Швецова о насильственной башкиризации позднее мне подтвердил доцент Уфимского научного центра Российской академии наук Игорь Кучумов. Его местная прокуратура тоже обвиняет в интернет-экстремизме.

Ваххабизм против национализма

Самой радикальной формой отторжения и неприятия происходящего в Башкирии сегодня является массовый переход русских в ислам. Причем в его наиболее крайних формах. В том же небольшом поселке Аскино число мусульман среди этнических русских за год увеличилось в четыре раза. Интерес к исламу среди замученных башкирским национализмом православных урмиязовский имам по имени Фанави объяснил кратко:

Аллаху все равно, какой ты национальности.

Этого имама поселковые власти уже давно считают ваххабитом. Ему официально запрещено контактировать с местной молодежью и подростками. Тем не менее из трех имеющихся в округе мечетей его — самая популярная. А туда, где говорят языком легального ислама, ходят в основном старики и старушки.

Последние дни ФСБ меня буквально атакует. Ищут боевиков. Говорят: «Зачем ты в лагерь бородачей в прошлом году ездил?» — жалуется Фанави. — А как я не поеду? Меня пригласили. К тому же там чиновники из респуб ликанского правительства были.

На столе у Фанави стоит банка кофе с изображением известного актера Ивара Калныньша. Лицо основательно замазано: аллах запрещает фотографировать людей. Православные священники ситуацию с массовым переходом русских в ислам предпочитают не комментировать. А вот версия местной ФСБ:

Слабость и косность представителей традиционных конфессий, как православных, так и мусульман. Молодым они просто неинтересны.

27−летний Михаил принял ислам полтора года назад. Ваххабитом себя не считает, но согласен на определение «салафит», то есть последователь чистого ислама. Свой поступок объясняет так — ислам дает ему уверенность в завтрашнем дне, община всегда защитит его и его родных:

Имея дело со мной, враги будут иметь дело со всеми нами. Слабость русских как раз в их разрозненности, а сейчас ситуация такая, что по одиночке не выжить. Поэтому единственный выход — чтобы все русские приняли ислам. И тогда все станет ясно и понятно. Надо перестать пить от безысходности и обратиться к аллаху. А фотографироваться я не буду. У нас это не принято.

Таких, как Михаил, в Башкирии сегодня действительно много. В крупных мечетях пятничные службы уже ведутся на русском языке. А в каждой ваххабитской бандгруппе, обезвреженной в регионе за последние три года, было как минимум по два природных православных. Причем в большинстве случаев русские мусульмане в местном подполье играли далеко не последние роли.

Уфа против Москвы

С высокопоставленным сотрудником местных спецслужб встречаемся в неофициальной обстановке. Комментировать ситуацию в Башкирии он соглашается только на условиях анонимности:

Бардак тут полный. Пока местная власть делала ставку на националистов и занималась играми в суверенитет, она умудрилась проспать ваххабитов. Те же трое боевиков, которые сейчас север республики терроризируют, в свое время прошли подготовку в летних патриотических лагерях Союза башкирской молодежи в Зилаирском районе. Это главная прорахимовская боевая организация была когда-то. Подростки там изучали национальные традиции, рукопашный бой, стрелковое оружие, взрывное дело. За двадцать лет через эту структуру прошли более 20 тысяч человек. Многие из них сегодня в бизнесе, правоохранительных структурах, во власти. Руководитель этого союза господин Идельбаев находится под следствием, но это не мешает ему официально занимать пост заместителя министра печати. В общем, на бюджетные деньги боевиков обучили, а потом их элементарно перехватили ваххабиты. Тут огромное количество всяких исламских проповедников разгуливает: они обучались в Египте, Саудовской Аравии, Бухаре. Если у башкир благодаря политике местных властей есть возможность сделать хорошую карьеру во власти, то у других национальностей такие возможности ограничены. Оттого люди нетитульной национальности и являются потенциальными клиентами ваххабитов. Ведь всякие там уйгуро-булгарскиеджамааты, хизб ут-тахриры и прочие группировки представляют собой полный интернационал: там и татары, и чуваши, и русские, и «неправильные» башкиры.

И что теперь с ними делать?

Уничтожить почву, которая их плодит. Эту власть надо менять системно, одной отставкой Рахимова тут не обойтись. В противном случае года через полтора у нас не только газопроводы взрывать будут и милицию расстреливать. Тут полноценный этнорелигиозный вооруженный конфликт начнется. А складывался весь этот «порядок», на мой взгляд, искусственно. Только для того чтобы Москва не трогала клан Рахимова, окопавшийся во власти. Дескать, видите, какая тут у нас ситуация? А уберете Муртазу Губайдулловича — получите новую Чечню. Только на самом деле именно из-за такой трусливой политики Москвы Чечня здесь и назрела.

В это время по телевизору местные журналисты в очередной раз увлеченно рассказывают мне и моему собеседнику о том, что все материалы федеральных СМИ, в которых говорится о башкирских проблемах, — заказ врагов республики из Москвы. Кто именно является врагом, не уточняют. Между тем новостей о проблемах республики долго ждать не приходится. Утром становится известно о массовой драке башкир с азербайджанцами в небольшом городке Баймак на юге республики. Азербайджанцы, видимо, решили, что они находятся в России и могут безнаказанно бить местных. Через пару часов в город при мчались более трехсот активистов различных башкирских националистических организаций. Азербайджанцев быстро спрятали в следственном изоляторе, а глава Баймака тут же согласился с требованием приехавших о немедленном выселении всех кавказцев с территории муниципалитета. Позиция мэра стала мне понятна, как только я узнал, что некоторые из примчавшихся башкирских националистов в конце 90−х стажировались в лагерях боевиков на территории Чечни. Мэр просто их боится.

Ситуация в Баймаке действительно очень сложная, — объясняет мне на следующий день председатель исполкома Всемирного курултая (конгресса) башкир Азамат Галин. За его спиной на стене красуется внушительный портрет президента Башкирии, хотя чисто формально именно Азамат, а не Муртаза является главой власти в республике. — И хорошо, что нам удалось в Баймаке все удержать в правовом поле. Видите, какая у нас тут ситуация? — мой собеседник сворачивает в русло знакомой политической логики. — И эту ситуацию в Москве еще кто-то раскачать хочет.

Азамат Галин прославился своим выступлением на третьем Всемирном конгрессе башкир, прошедшем в Уфе в июне этого года. С трибуны съезда он грозил федеральному центру массовыми акциями неповиновения в случае, если Москва пришлет руководить республикой «варяга». Депутаты Государственной Думы даже требовали привлечь его к уголовной ответственности за разжигание межнациональной розни. Впрочем, в общении с журналистом, а не с народом Азамат выбирает выражения помягче:

Мы не выступаем за суверенитет Башкортостана. Мы не видим себя отдельно от России. Но мы говорим о том, что должны иметь право защищать свои интересы на своей земле.

Правда, комментировать ситуацию с исламскими боевиками, активизировавшимися на территории Башкирии, Галин отказывается. Говорит, что позиция по этому воп росу у курултая есть, но озвучивать ее пока преждевременно. На нашу встречу чиновник пришел с заседания исполкома конгресса. Обсуждали организацию массовых акций протеста башкир в случае, если Москва примет решение о снятии Муртазы Рахимова с должности по самому решительному сценарию. Заседание велось на русском языке — видимо, чтобы те, кому эти слова адресованы, их услышали.

Все против всех

Национализм башкирам в принципе несвойственен, — считает эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков, тоже один из многочисленных интернет-экстремистов, выявленных в Башкирии местной прокуратурой. — Национализм старательно выпестован Рахимовым и его окружением. Ему же надо было на кого-то опираться. Вокруг Уфы в рамках нацпроекта по жилью сейчас строятся несколько поселков. Туда переселяют исключительно башкир из родных для президента районов. Это его личная гвардия, на случай если Москва попытается его снять силой. Помните, как в Киргизии Бакиев пытался удержаться у власти за счет своих соплеменников с юга? Вот это практически то же самое. А исламская риторика, которая иногда у них проскальзывает, тут вообще ни при чем: к религии башкиры всегда были еще более равнодушны, чем к национализму.

Об отсутствии у местных властей любви к исламу ярко свидетельствует случай с новой мечетью в уфимском микрорайоне Сипайлово. Ее на личные средства построил муфтий Хамза Галлямов. Теперь чиновники собираются мечеть сносить как незаконно построенную.

Они говорят, что бабай, то есть я, жадный. Взяток им не даю, — рассказывает муфтий. — А за что им деньги-то давать? Я же богоугодным делом занимаюсь. Я лучше людям помогать буду, чем бездельников кормить.

Этнический состав прихожан этой мечети уже традиционно для Башкирии смешанный: есть и башкиры, и татары, и русские.Впрочем, несмотря на изначальное равнодушие башкир к зову родной крови, национальные лозунги благодаря госпропаганде худо-бедно в их головах прижились, особенно у молодежи. Символической датой для национального движения стало 10 июля. У украинских патриотов есть голодомор, у чеченских — день депортации, у башкирских — сеянтус: 275 лет назад русские войска устроили в этой башкирской деревне показательную зачистку. По версии башкир, уничтожили более тысячи мирных жителей. По версии русских, разобрались с разбойниками, грабившими соседние села. Сегодня республиканские власти требуют признать произошедшее геноцидом башкирского народа. Очередную памятную акцию по этому поводу мы наблюдаем в селе Султанбеково. Участвуют в ней традиционно исключительно башкиры.

Мы имеем право жить на своей земле и защищать свои законные интересы! — провозглашает очередной оратор, почти дословно повторяя слова, уже слышанные мною в кабинете Азамата Галина. На трибуне лидер самой радикальной башкирской молодежной националистической организации «Кук буре» Азат Сальманов.

Нам, башкирам, в республике уже ничего не принадлежит. А это ненормально. Леса, землю, реки — все распродали. Пора с этим наводить порядок, — утверждает Сальманов уже в разговоре со мной. И тут же дипломатично добавляет: — Естественно, в рамках закона.

Его соратники не курят, не употребляют спиртное, многие профессионально занимаются спортом. В свое время они отпочковались от более умеренного Союза башкирской молодежи и теперь люто их ненавидят. Не раз дрались — жестко, без компромиссов. Сальманов считает СБМ «прогнившей организацией, защищающей коммерческие интересы башкирских олигархов, а не простых башкир». После митинга памяти жертв сеянтуса несколько жителей села зовут гостей на совместный намаз. Те отказываются, предпочитая искупаться в ближайшей реке. Я все больше убеждаюсь, что даже среди «правильных» башкир все совсем не гладко — только спичку поднеси.

Для них главное — религия. Для нас — нация, — голый по пояс Сальманов, кивая на молящихся, поигрывает внушительными бицепсами. — А с этими предателями из СБМ вообще вопрос решать надо кардинально, а то все сегодняшние вылазки боевиков скоро покажутся пикником на свежем воздухе. Я вам честно говорю: то, что сейчас происходит в республике, — это только начало. Дальше все будет хуже, жестче, злее и с большой кровью.

На обратном пути нас вновь останавливает милицейский патруль. Опять ищут боевиков. Сержант переписывает наши паспортные данные и советует по-быстрому покинуть район. Ибо за безопасность здесь уже давно никто и ни перед кем не отвечает. В машине слушаем радио. Диктор сообщает о том, что президент Башкирии Муртаза Рахимов решил добровольно покинуть свой пост. Исполняющим обязанности назначен человек со стороны — топ-менеджер «Русгидро» Рустем Хамитов. Сразу в трех районах республики обнаружены схроны с оружием и взрывчаткой. Русские подрались с башкирами. Фермер пытался застрелить доставшего его главу района. Бандиты изнасиловали милиционера. Обычный день «самой благополучной и стабильной» республики в России.

Владимир Антипин

Текст www.expert.ru

 
musa Дата: Суббота, 15.01.2011, 19:48 | Сообщение # 3
Уссурийский тигр
Группа: Модераторы
Сообщений: 12941
Статус: Offline
Вот и результат непродуманной политики Кремля.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Код безопасности:

Новые сообщения


Guardian Angel © 2025 Конструктор сайтов - uCoz