Бойня на футбольном матче в Пушкине в прошлую субботу вызвала резонанс не только в Северной столице, но и во всей стране. Чтобы поединок любительских команд закончился боями без правил – такого в футбольной России еще не было. Мы попытались разобраться, что это было: банальное побоище футбольных фанатов или политическое «выступление» радикально настроенных отморозков? СЕСТРА ФУТБОЛИСТА НОВИЦКОГО: МЫ СПРЯТАЛИСЬ В «СКОРОЙ»!
Вкратце напомним, как развивались события. Завершался первый тайм финального матча Кубка Северо-Запада между петрозаводской «Карелией-Дискавери» и «Фосфоритом» из Кингисеппа. И тут на пушкинский стадион ворвался отряд крепких парней. Отморозки взобрались на трибуну и накинулись на фанатов «Карелии», принявшись жестоко избивать людей.
– За несколько минут до конца первого тайма на стадион ввалилась группа полуголых мужчин. Некоторые из них были в масках! – с ужасом вспоминает кровавые события субботы сестра защитника «Карелии-Дискавери» Александра Новицкого Наташа, которая приехала в Пушкин вместе с девушкой своего брата. – В руках у них были дубинки, бутылки, у кого-то пневматическое оружие. Фанаты нашей команды, кучковавшиеся немного дальше от нас, как нам показалось, ожидали нападения. Они резко засуетились, сначала прижались к верхней стене трибуны, а потом попытались «отстреливаться» тем, что под руку попадалось, – кто-то бутылками, кто-то пластиковыми креслами.
Нападавшие вошли на стадион с двух сторон. Милиция не смогла остановить хулиганов. Сотрудников органов было слишком мало: человек пять, если не меньше. Мы, увидев, что творится, ринулись бежать. Возникла паника, образовалась давка. Мы с девушкой моего брата добежали до машины «скорой помощи», которая стояла у ворот стадиона, и спрятались там. Спасибо фельдшерам – пустили нас внутрь. А то не знаю, что бы с нами было. Из окна машины мы и наблюдали за бойней. Отморозки окружили карельских болельщиков. Они закидали их стульями и всем, что было под рукой. Отчетливо слышалась стрельба из пневматического оружия. Эти уроды не щадили никого! В одну девушку из числа фанатов «Карелии» выстрелили в упор. Она упала и не могла встать... Через пару минут в машину принесли окровавленного парня. У него очень сильно был порезан живот. Показалось даже, что распорот. Врачи сказали, что рана нанесена разбитой бутылкой. Раненого забинтовали и стали ждать другую машину. Несчастного парня нужно было везти в больницу, чтобы срочно зашивать рану.
Минут через двадцать нападавшие покинули стадион. Мы вышли из машины. У «скорой» начали собираться избитые фанаты. Все окровавленные. Руки, ноги, головы – в крови. Кто-то не мог идти – их несли. Зрелище жуткое! Приехало много милиции и машин «скорой помощи». Жалко ребят, молодые мальчишки совсем. Еще более жалко девчонок, которым тоже досталось.
«В МИЛИЦИЮ КИДАЛИ КРЕСЛАМИ»
Первоначальные цифры о количестве милиционеров, охранявших порядок на матче, полученные нашими коллегами в ГУВД сразу после происшествия, серьезно отличаются от свидетельских показаний.
Сообщалось, что блюстителей порядка на пушкинском стадионе было около полусотни, и беспорядки удалось остановить именно их силами. Сестра защитника Новицкого говорит лишь о пяти милиционерах. Подтверждают это свидетельства еще одного очевидца. Он попросил не называть его имени. Назовем его Александр П.
– Милиционеры и не пытались никого остановить: слишком уж неравны были силы (по разным данным, отморозков в масках было от 50 до 120. – Прим. ред.), – рассказал он. – Большую часть побоища милиция топталась у трибуны. Попытались вмешаться, только когда подъехала помощь, но тогда схватка уже заканчивалась. Был момент, когда сотрудник милиции выхватил табельный пистолет и пригрозил применить оружие. В ответ услышал: «Рискни! Отхватишь сам!». После чего один из парней – лет 23–25, крепкий, темноволосый – сильно, в упор метнул в сержанта вырванное с трибуны кресло (это, кстати, видно на видеозаписи побоища. – Прим. ред.). Не закройся милиционер руками, ему бы проломили череп. Стрелять, даже в воздух, он так и не решился…
Через пару дней интернет-пространство заполонили версии, что произошедшее – не разборка футбольных фанатов, это, мол, дело рук экстремистов. Дескать, фашисты напали на антифашистов.
Для расследования инцидента межрегиональным объединением была создана спецкомиссия. Возглавил ее первый вице-президент федерации МРО «Северо-Запад», под эгидой которой проводился матч, Борис Вахрушев.
– В четверг в «Доме футбола» пройдет заключительное заседание комиссии. После него и будут обнародованы подготовленные решения, – говорит Вахрушев. – У комиссии изначально было две основные задачи. Первая – решить, как быть с недоигранным матчем: либо закончить его, либо переиграть. Вторая – разобраться в произошедшем, сделать соответствующие выводы и не допустить повторения. С понедельника члены комиссии выясняли обстоятельства дела, общались с болельщиками команд. Версию о том, что это была «фанатская разборка», отмели сразу. О том, что они не причастны к побоищу, подтвердили и представители ГУВД, с которыми я говорил во вторник.
«ЭТО БЫЛИ ОГОЛТЕЛЫЕ ЛЮДИ!»
– В городе обсуждают различные версии произошедшего. Говорят, фашисты напали на антифашистов. Чьих же это все-таки рук дело?
– Ходит много разных версий. Но этот вопрос в компетенции правоохранительных органов. Хотя то, что побоище носило политический характер, не вызывает сомнения. Скажу так: его устроили оголтелые люди, которые испортили нормальным болельщикам праздник футбола. На «Петровский», где в этот день играли «Зенит» и «Динамо», они бы не сунулись – там много милиции. Вот они и выбрали для этого нашу игру. Мы такого, естественно, не предполагали и попросили для обеспечения порядка не больше десяти сотрудников милиции.
– Значит, виновных в побоище комиссия определять не будет?!
– Нет. Этим занимаются правоохранительные органы.
Органы, в свою очередь, хранят гордое молчание.
– Сейчас полным ходом идет расследование происшествия. В интересах следствия информация огласке не подлежит, – сказали корреспондентам «Советского спорта» в пресс-службе ГУВД.
А в ответ на просьбу сообщить, по какой статье возбуждено уголовное дело и уточнить количество задержанных (по ранее полученной информации – всего один человек), предложили написать письменный запрос на имя начальника ГУВД Владислава Пиотровского.
– Сейчас ясно одно: нужно менять систему обеспечения порядка на футбольных матчах любого уровня, начиная с соревнований детских команд, – считает один из членов комиссии, глава «Невского фронта» Александр Алеханов. – Ведь инциденты случаются даже во время игр десятилетних ребят. То и дело на матчи приходят пьяные родители, оскорбляющие судей, игроков. Иногда дело доходит до конфликтов. Это ненормально. Надо повсеместно вводить систему стюардов. Чтобы в обеспечении порядка на матчах участвовали заинтересованные лица – сами болельщики.
По информации «Советского спорта», матч состоится на малой арене «Петровского». Дата будет определена позднее. Памятуя о пушкинской истории, будут предприняты повышенные меры безопасности. Представители ГУВД по Санкт-Петербургу и области связались со своими карельскими коллегами. Они сообща будут отслеживать информацию о возможных попытках повторения беспорядков. Руководители федерации МРО «Северо-Запад» отправят письмо с соответствующей просьбой главе ГУВД Владиславу Пиотровскому.
P.S.
По неофициальной информации, нападение на приезжих из Карелии осуществили представители одной из самых отмороженных группировок, которые используют в том числе и околофутбольные лозунги, но официальные фан-структуры Питера от этих людей дистанцируются. Притом фанаты «Зенита» этих отморозков с идеями нацизма не связывают.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПОСТРАДАВШЕГО
«В ПИТЕРЕ БЫЛО ОЧЕНЬ СТРАШНО»
Футбольные фанаты петрозаводской команды «Карелия-Дискавери» приехали в Пушкин за час до игры с кингисеппской командой «Фосфорит».
– Нас было 16 человек, в том числе пять девчонок, – рассказал нам участник событий 18-летний Богдан Н. из Петрозаводска. – Спокойно прошли на трибуны, сели вместе. Растянули аншлаги с надписями «Карелия». Но вскоре после начала матча заметили, что за нами следят «скауты» (на сленге фанатов – это те, кто наблюдает за находящимися на стадионе группами болельщиков). Было ясно: эти люди нас пересчитывают. Стало понятно – разборок не избежать. А милиционеров, охранявших стадион, мы видели всего человек пять.
Через 20 минут после свистка слева от стадиона появилась большая группа молодых людей в черных масках. У некоторых головы были обмотаны футболками так, что лиц не видно.
– Такой вид характерен для футбольных фанатов-ультрас, – полагает Богдан.
Группа разделилась на две части, одна из которых, самая большая, обогнула стадион, а затем ворвалась в сектор к карельским болельщикам.
– Их человек 150 было. В руках – ножи, бутылки, травматическое оружие. Мы прижались друг к другу и отступили. С криками они бросились на нас, стреляя, бросая в нас бутылки и кресла, – говорит Богдан.
Стычки проходили на маленьком пространстве. Иногда хозяева прыгали вперед и тыкали в гостей ножами. Впрочем, до всеобщей рукопашной не дошло.
– Было очень страшно. Представьте себе нападение толпы, в несколько раз превосходящей по численности. В нас стреляют, и, похоже, не только из пневматики – из огнестрельного оружия тоже. А мы могли обороняться лишь стульями да бутылками, – вспоминает Богдан.
Само побоище продолжалось не более пяти минут. Милицейское подкрепление прибыло минут через двадцать. По словам молодого человека, драка прекратилась, лишь когда к ним вплотную подошли двое серьезно экипированных омоновцев. Питерские фанаты отступили.
– Нас в Пушкине ждали. Это очевидно. Нападавшие – питерские фанаты, придерживающиеся нацистских взглядов, – утверждает Богдан.
– То есть скинхеды?
– Не называйте их скинхедами. Это – нацисты. Некоторых из них мы знаем по предыдущим встречам. Это не просто футбольные фанаты. Обычные фанаты дерутся честно, не закрывая лиц, снимая футболки, где-нибудь в поле, на кулаках.
В том побоище досталось всем петрозаводским болельщикам. Питерские врачи из «скорой» предлагали им помощь, но приезжим было не до того. Скорее бы сесть в автобус и уехать домой. Почти до самой границы Ленинградской области автобус с петрозаводцами сопровождала милицейская машина.
Богдан не скрывает, что принадлежит к антифашистам. Придерживается их взглядов с 15 лет. В Петрозаводске, говорит, тоже есть скинхеды-нацисты, но их немного. Стычки с ними хоть и бывают, но не в таких масштабах, да и не на футбольной почве точно. Что касается девчонок, прибывших на матч в Пушкине с петрозаводскими антифашистами, то, по словам Богдана, к их организации они не имеют отношения. Они даже не фанатки «Карелии-Дискавери» – просто поехали вместе со своими парнями в ту злополучную поездку.
Как бы то ни было, матч Кубка Северо-Запада между «Карелией-Дискавери» и кингисеппским «Фосфоритом», никогда не приезжавшим, кстати, в Петрозаводск, будет все-таки доигран.
А сами футболисты «Карелии-Дискавери» не относят себя ни к одному политическому или общественному движению.
ГОЛОС БОЛЕЛЬЩИКА
Юрий СТАРОДУБЦЕВ, руководитель Карельского регионального отделения Всероссийского объединения болельщиков:
– Движение фанатов – неотъемлемая составляющая футбола, его антуража. Никто из нас не желает повторения событий, произошедших на финальном матче Кубка Северо-Запада, когда футбол становился ареной побоищ политических или иных сил, не имеющих отношения к игре. Нужно, чтобы футбол проходил позитивно, нес людям положительные эмоции. Важно обеспечить безопасность всех присутствующих на матче, но делать это нужно разумно.
Все произошедшее не укладывается в рамки традиционных околофутбольных отношений противоборствующих фанатских группировок. Нет никакого сомнения в том, что нападение и стычка были спланированы заранее, но списать все на фанатов в этот раз будет трудно.
От имени регионального отделения мы написали открытое письмо президентам РФС, ПФЛ, МРО «Северо-Запад» и ВОБ с просьбой провести тщательное расследование событий, огласить публично его результаты в СМИ, привлечь виновных к ответственности, чтобы подобные кровавые инциденты не происходили на стадионах. Этого ВОБ будет добиваться, используя статус общественного объединения, входящего в структуры российского футбола. Я разговаривал по телефону с президентом ВОБ – Александром Шпрыгиным. Он заявил, что берет ситуацию под контроль.
Беляков В., Федотов Т.